Инвестиции в общественную инфраструктуру посредством ГЧП обеспечит устойчивый рост экономики

Преобразование экономических отношений, происходящее в стране, тесно связано с проведением структурных реформ, связанных с разгосударствлением и передачей государственного имущества частному сектору. На фоне проводимых реформ особую актуальность принимают вопросы привлечения частного капитала,
в частности, в создание и развитие общественной инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является одним из основных направлений в части привлечения частного капитала в капиталоёмкие сферы экономики, такие как создание новых или восстановление существующих ключевой инфраструктуры в странах.

ГЧП представляет собой долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров, направленное на совместную реализацию проектов в целях решения инфраструктурных задач, повышения уровня доступности и качества государственных услуг посредством привлечения частных ресурсов
и обоюдного разделения рисков.

В последние годы в стране сформировалось единое мнение в подходах и задачах, которые должен решать институт ГЧП. В первую очередь, необходимость ГЧП вызвана острой необходимостью увеличения общественной социально-экономической инфраструктуры в большинстве секторов экономики. Помимо этого, данная форма позволит частным компаниям, эксплуатирующим общественную инфраструктуру, стать более эффективными, чем государственные компании,
с точки зрения технологий и организационного потенциала на всех этапах жизненного цикла проекта: инициализация, проектирование, строительство, эксплуатация и обслуживание. Также, ГЧП предполагает использование частного финансирования, что значительно снижает единовременную нагрузку на бюджет.

Регулирование ГЧП в Узбекистане до настоящего времени фактически отсутствовало. Закон Республики Узбекистан «О концессиях», принятый в 1995 году, в сущности мало что имеет общего с государственно-частным партнерством. Данный закон изначально был нацелен, в основном, на привлечение исключительно иностранных инвесторов к разведке, разработке, добыче либо использованию природных ресурсов. Таким образом, данный документ не содержит ряд таких важных положений, как правовой характер концессионного соглашения, виды объектов ГЧП, инвестиционные обязательства частного инвестора (концессионера). При этом за всё это время не было принято ни одного нормативно-правового акта, предусматривающего реализацию проектов ГЧП с использованием концессии.

Новый акт, Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнёрстве», принятый в 2019 году, фактически стал первым в стране нормативным актом, который формирует новую правовую базу взаимоотношений государства и частного бизнеса. В новом законе о ГЧП определены цели и критерии выбора, срок действия, сферы применения и стороны соглашения о государственно-частном партнёрстве, институциональные механизмы, роли, процедуры подготовки и инициирования проектов ГЧП, выбора частного партнера, проведения тендеров и подписания соглашений. Стоит отметить, что Узбекистан в развитии государственно-частного партнерства опирается на общепризнанные рекомендации Совета организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по вопросам государственного управления и государственно-частного партнерства.

Вместе с этим в том же 2019 году было создано Агентство по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов. Данный шаг демонстрирует желание государства создать институциональную основу новому формату взаимоотношений. В настоящее время Агентством ГЧП реализуется ряд проектов в электроэнергетике, транспорте, здравоохранении, в сфере коммунального обслуживания.

В целях формирования задач и принципов развития ГЧП в Узбекистане Агентством ГЧП была разработана «Программа развития государственно-частного партнерства». Важно отметить, что при подготовке программы использовались методические материалы Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Азиатского банка развития, а также Европейского банка реконструкции и развития. Данная программа позволит координировать выполнение и реализацию мероприятий, направленных на совершенствование государственного управления в сфере ГЧП, повышение потенциала государственных партнеров и осведомленности в сфере ГЧП, привлечение квалифицированных частных партнеров, в том числе иностранных.

Программа развития ГЧП состоит из 3 основополагающих принципов
1) формирования четкой, предсказуемой институциональной и законодательной основы; 2) формирование устойчивого портфеля инфраструктурных проектов;
3) обоснования выбора государственно-частного партнерства и снижения фискального риска.

Программой предусмотрено, что, учитывая сложность проектов ГЧП и отсутствие соответствующего опыта в стране, обеспечение заключения сделок на начальном этапе должно быть строго при координации и одобрении Агентства ГЧП и Минфин, посредством реализации пилотных проектов. При этом Агентство ГЧП оказывает содействие министерствам и ведомствам в формировании, разработке и реализации программ развития ГЧП. Также данный орган обеспечивает межведомственную координацию при подготовке и реализации проектов ГЧП.

Помнимо вышеуказанного предстоит внедрить процесс приоритетности рассматриваемых инвестиционных проектов, в том числе проектов ГЧП. Данный процесс должен определяется нормативным актом Кабинета Министров Республики Узбекистан. При этом решение об инвестировании должно быть основано на общегосударственной необходимости создаваемой общественной инфраструктуры, так называемых болевых точек.

В этом направлении Агентство ГЧП разработало и внедряет методику скрининга и оценки проектов ГЧП, включающую в себя, в том числе, оценку финансовой эффективности проектов, сравнение чистых дисконтированных расходов бюджета при различных вариантах реализации проекта с учетом различных рисков, оценку социальных эффектов от реализации проекта. По итогам оценки должно приниматься решение о форме реализации конкретного проекта – с использованием механизма ГЧП или по стандартной схеме прямого бюджетного финансирования.

При этом в основе решения об инвестировании должен лежать полноценный анализ затрат и выгод от проекта, учитывающий взаимодействие инвестиционного проекта с другими инструментами государственной политики. Министерства и ведомства, государственные предприятия должны формировать свои инвестиционные программы, в том числе включающие проекты с потенциалом использования механизма ГЧП. Следует отметит, что по состоянию на начало 2020 года в Узбекистане идет подготовка и реализуются более 20 проектов ГЧП, с проектной стоимостью 9,65 млрд. долл. США.

Международный опыт показывает, что при реализации проектов ГЧП большое количество неудач связано с неправильными подсчетами проектов и неправильным распределением потенциальных рисков между партнёрами. Учитывая, что Узбекистан является страной с переходной экономикой, предсказать в долгосрочном периоде показатели экономического роста экономики, на которые необходимо опираться при структурировании проектов ГЧП, невозможно. Данный факт значительно усложняет прогнозирование рисков в долгосрочном периоде.

Говоря о рисках, необходимо отметить, что ключевой особенностью и преимуществом проектов ГЧП перед прямым бюджетным финансированием является возможность передачи рисков от государства частному партнёру. При этом, если при анализе будет выявлено большое количество рисков, связанных с реализацией проекта, то кредиторы вправе отказать в его финансировании. Таким образом, на этапе подготовки проекта ГЧП важно выделить весь перечень возможных рисков. Ключевым инструментом анализа рисков является матрица рисков, формируемая в проектах ГЧП как со стороны государственного партнера, так и со стороны частного партнёра. Здесь важно подчеркнуть, что закон о ГЧП подчеркивает эффективное распределение рисков как один из основных принципов ГЧП, и устанавливает его в качестве важного критерия для агентства при оценке проектов.

Другим немаловажным аспектом является фактор конкуренции. В случае ГЧП конкуренция при отборе частного партнера помогает обеспечить оптимальную цену (тариф), эффективную передачу риска, получить уверенность в том, что частным партнером предлагаются оптимальные решения и конкурентоспособные предложения.

В экономике страны превалирует государственный сектор, и этот факт накладывает обязательства на органы власти по обеспечению равных условий в процессе проведения тендерных процедур, чтобы позволить негосударственным компаниям войти на рынок ГЧП. Для этого в законе о ГЧП предусмотрен принцип равноправия: частным инициаторам и частным партнерам, в том числе иностранным юридическим лицам гарантируются равные права и равный правовой режим деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера. Также в Законе о ГЧП указано ограничение на заключение соглашений ГЧП без проведения тендера.

На сегодняшний день перед Агентством и всей программы ГЧП стоят следующие вызовы:

Усиление координации между министерствами и ведомствами в области ГЧП, а также ускорение подготовки и реализации проектов. При этом, в целях развития процессов координации и сотрудничества необходимо создание постоянного координационного совета при Правительстве, а также подготовка ежеквартальных отчетов Правительству по реализации проектов ГЧП и исполнению решений.

Повышение кадрового потенциала по вопросам ГЧП в министерствах и ведомствах. В целях этого необходимо усиленное обучение соответствующих специалистов в рамках специализированных тренингов и семинаров, в том числе с привлечением экспертов из ведущих мировых экономик.

Повышение роли местных консалтинговых компаний, способных оказывать качественные консультационные услуги по подготовке и реализации проектов ГЧП. Спрос порождает предложение, поэтому, как только спрос на реализацию проектов достигнет необходимых масштабов, местные компании в сфере консалтинга должны будут принять вызов рынка и начать изучать потенциальные ниши.

Финансирование проектов ГЧП исключительно в иностранной валюте может привести к валютным рискам. В целях минимизации подобных рисков необходимо большее вовлечение и обеспечение участия местных банков в финансировании проектов ГЧП, в том числе в национальной валюте.

Для того, чтобы формировать успешные проекты ГЧП, необходимо выявлять все потенциальные риски и возможности, в том числе на стадии проведения тендерных процедур. В соответствии с Законом о ГЧП положения законодательства Узбекистана о государственных закупках к проектам ГЧП не применяются. В этой связи, предстоит большая работа по повышению квалификации специалистов по конкурсным (тендерным) процедурам в рамках ГЧП. Эти процедуры требуют особого профессионализма, а также понимания соответствующих коммерческих принципов функционирования бизнеса.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предпринимаемые государством шаги по развитию ГЧП на сегодняшний день направлены на построение эффективной и сбалансированной системы подготовки и реализации проектов ГЧП, а также на развитие соответствующей институциональной среды, обеспечивающей надёжную защиту частного капитала.

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Matn o'lchami