Итоги работы и планы на 2020 год Агентства по развитию ГЧП

Вот более одного года функционирует Агентство по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов. Причин подведомственности Агентства при Минфине несколько, однако следует выделить главные. Во-первых, агентство по ГЧП – это абсолютно новый орган, призванный реализовывать иную, новую архитектуру отношений между государством и частным бизнесом в масштабах национальной экономики. Проторенной дороги в этом направлении пока нет и новое агентство, разумеется, нуждается в поддержке и направлении.

Во-вторых, специфика деятельности нового органа заключается в поддержке реализации ГЧП-проектов, которые имеют достаточно сложную систему распределения финансов, рисков и ответственности участвующих сторон. Любой неверный расчёт может иметь долгосрочные негативные последствия, поэтому близость и подотчётность органу, отвечающему за управление финансами национальной экономики, обеспечивают устойчивость и качество реализуемых проектов ГЧП.

Быстрых практических результатов в течение одного года ожидать сложно, так как именно сейчас закладываются фундаментальные основы развития государственно-частного партнёрства в условиях динамично меняющейся экономики, что требует тщательной и последовательной проработки вопросов взаимодействия государства и частного бизнеса.

Тем не менее Агентством уже проводится работа не только по непосредственной реализации ГЧП-проектов, но и в части создания законодательной и институциональной среды.

На сегодняшний день Агентство ведет подготовку и проработку более 30 проектов в рамках ГЧП, 17 из которых являются крупными. Каждый крупный проект сопровождается содействием международной финансовой организации, имеющей опыт и ресурсы для оказания консультативной и иной помощи. Предварительная стоимость крупных проектов составляет около 10 млрд. долл. США.

Как видно из графиков, наибольшее количество проектов приходится на сферу энергетики. В структуре инвестиций на долю энергетики приходится более 66% от общей стоимости проектов ГЧП. В сфере энергетике проекты направлены на строительство новых энергетических объектов – теплоэлектростанций, возобновляемых источников энергии, как фотоэлектрические (солнечные) станции и ветряные станции. Основными партнерами в сфере энергетики являются Международная финансовая корпорация и Азиатский банк развития. Наибольшее количество проектов ГЧП в сфере энергетики может объясняться тем, что, во-первых, в республике имеется огромная неудовлетворенная потребность на энергетику и относительная простота структурирования и масштабирования энергетических проектов. Также, государство остро заинтересовано в реализации именно масштабных инфраструктурных проектов, от которых зависит функционирование промышленных объектов и объектов обеспечения социальных нужд.

В коммунальной сфере на сегодняшний день идёт реализация 3 проектов, заключающихся в модернизации и управлении сетями теплоснабжения, водопровода и канализации частным инвесторам. Отдельного внимания заслуживает проект по сбору и утилизации бытовых отходов, реализуемый совместно с Азиатским банком развития. К слову об АБР. Данный банк участвует в реализации более чем 40% проектов ГЧП и является, по сути, одним из самым главным финансовым институтом, оказывающим поддержку развитию ГЧП в Узбекистане.

В настоящее время приоритетными направлениями проектов ГЧП являються энергетика, транспорт и социальная сфера. К первым относится, в основном, строительство энергетических объектов – ТЭС и фотоэлектрических станций. Последующие включают в себя строительство дорог и аэропортов, строительство и реконструкция
14 школ и строительство центров гемодиализа и др.

Большая часть упомянутых проектов пока находится на начальном этапе согласования и подготовки технико-экономических параметров проектов. Однако, что касается практических результатов, то здесь необходимо выделить два проекта – строительство центра гемодиализа на 1100 пациентов, которое уже близится к завершению, и строительство фотоэлектрической солнечной электростанции в Навоийской области мощностью 100 МВт совместно с инвестиционной компанией Масдар (ОАЭ). Несмотря на то, что строительство станции начнется в втором полугодии 2020 года, успешный опыт позволяет уже реализацию инвестиционных программ в этом направлении. Программа совместно с Международной финансовой корпорацией и Азиатским банком развития предусматривает реализацию проектов ГЧП по строительству фотоэлектрической электростанции мощностью 400 и 500 МВт в Самаркандской и Джизакской областях и 1000 МВт в Сырдарьинской области. Срок завершения тендеров проектов – 2-3 кварталы 2020 года, при этом ориентировочная стоимость проектов составляет 100 миллионов долларов США за каждые 100 МВт мощности.

Одним из немаловажных элементов развития ГЧП в Узбекистане является проработка законодательных основ реализации будущих проектов. В этой связи в 2019 году был принят Закон «О государственно-частном партнёрстве», подготовлены типовые контракты для реализации проектов ГЧП, а также разработано Положение о реализации проектов государственно-частного партнерства.

Однако, помимо успешного старта реализации пилотных проектов и формирования соответствующего законодательства, перед Агентством стоит более важная задача по подготовке и развитию институциональной среды. Для министерств и ведомств, участвующих в проектах, ГЧП является явлением новым, не исследованным. Будучи вовлечёнными в реализацию проектов в различных сферах экономики, отраслевые органы нуждаются в том, чтобы понять и осмыслить суть и необходимость реализуемых проектов. В этом направлении Агентство активизирует работу и привлекает профессиональных консультантов, имеющих соответствующий опыт, для широкой разъяснительной работы и практических шагов в части наглядных примеров того, как реализовывать тот или иной проект в рамках ГЧП. Пока местные регулирующие институты сами не почувствуют важность и необходимость ГЧП, потенциал сотрудничества государства и частного сектора так и не будет раскрыт. В этой связи, Агентство направляет большие усилия на разъяснительную и практическую работу с заинтересованными государственными органами в целях дальнейшей активизации ГЧП и повышения профессионализма задействованных специалистов.

Таким образом, в 2019 году Агентство приложило немало усилий по интенсификации процессов развития ГЧП за счёт привлечения опытных консультантов в лице международных финансовых институтов, проработки фундаментальных вопросов взаимодействия государства и частного бизнеса и развития институциональной среды для повышения эффективности реализации проектов ГЧП.

В планах на 2020 год работа Агентства направлена на усиление внутреннего потенциала и расширение возможностей по развитию государственно-частного партнёрства в Узбекистане.

Во-первых, в целях усиления потенциала государственных органов, местных консалтинговых компаний, банков, инвесторов и организаций, участвующих в реализации проектов ГЧП, в 2020 году планируется организация 20 обучающих семинаров и круглых столов при участии иностранных специалистов, местных консалтинговых компаний, банков.

Во-вторых, в целях привлечения потенциальных инвесторов в проекты ГЧП в 2020 году планируется организация ряд национальных и международных мероприятий. Количество дополнительно реализуемых проектов в 2020 году планируется довести до 20, при этом в рамках этих проектов предусматривается подготовка до 10 технико-экономических исследований.

Количество специалистов, которое необходимо подготовить для реализации указанных проектов, должно составить порядка 60 человек.

Все указанные направления предусматривается реализовывать в рамках разработки отраслевых стратегий развития государственно-частного партнёрства. В 2020 году планируется разработать 3 такие стратегии.

Вот более одного года функционирует Агентство по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов. Причин подведомственности Агентства при Минфине несколько, однако следует выделить главные. Во-первых, агентство по ГЧП – это абсолютно новый орган, призванный реализовывать иную, новую архитектуру отношений между государством и частным бизнесом в масштабах национальной экономики. Проторенной дороги в этом направлении пока нет и новое агентство, разумеется, нуждается в поддержке и направлении.

Во-вторых, специфика деятельности нового органа заключается в поддержке реализации ГЧП-проектов, которые имеют достаточно сложную систему распределения финансов, рисков и ответственности участвующих сторон. Любой неверный расчёт может иметь долгосрочные негативные последствия, поэтому близость и подотчётность органу, отвечающему за управление финансами национальной экономики, обеспечивают устойчивость и качество реализуемых проектов ГЧП.

Быстрых практических результатов в течение одного года ожидать сложно, так как именно сейчас закладываются фундаментальные основы развития государственно-частного партнёрства в условиях динамично меняющейся экономики, что требует тщательной и последовательной проработки вопросов взаимодействия государства и частного бизнеса.

Тем не менее Агентством уже проводится работа не только по непосредственной реализации ГЧП-проектов, но и в части создания законодательной и институциональной среды.

На сегодняшний день Агентство ведет подготовку и проработку более 30 проектов в рамках ГЧП, 17 из которых являются крупными. Каждый крупный проект сопровождается содействием международной финансовой организации, имеющей опыт и ресурсы для оказания консультативной и иной помощи. Предварительная стоимость крупных проектов составляет около 10 млрд. долл. США.

Как видно из графиков, наибольшее количество проектов приходится на сферу энергетики. В структуре инвестиций на долю энергетики приходится более 66% от общей стоимости проектов ГЧП. В сфере энергетике проекты направлены на строительство новых энергетических объектов – теплоэлектростанций, возобновляемых источников энергии, как фотоэлектрические (солнечные) станции и ветряные станции. Основными партнерами в сфере энергетики являются Международная финансовая корпорация и Азиатский банк развития. Наибольшее количество проектов ГЧП в сфере энергетики может объясняться тем, что, во-первых, в республике имеется огромная неудовлетворенная потребность на энергетику и относительная простота структурирования и масштабирования энергетических проектов. Также, государство остро заинтересовано в реализации именно масштабных инфраструктурных проектов, от которых зависит функционирование промышленных объектов и объектов обеспечения социальных нужд.

В коммунальной сфере на сегодняшний день идёт реализация 3 проектов, заключающихся в модернизации и управлении сетями теплоснабжения, водопровода и канализации частным инвесторам. Отдельного внимания заслуживает проект по сбору и утилизации бытовых отходов, реализуемый совместно с Азиатским банком развития. К слову об АБР. Данный банк участвует в реализации более чем 40% проектов ГЧП и является, по сути, одним из самым главным финансовым институтом, оказывающим поддержку развитию ГЧП в Узбекистане.

В настоящее время приоритетными направлениями проектов ГЧП являються энергетика, транспорт и социальная сфера. К первым относится, в основном, строительство энергетических объектов – ТЭС и фотоэлектрических станций. Последующие включают в себя строительство дорог и аэропортов, строительство и реконструкция
14 школ и строительство центров гемодиализа и др.

Большая часть упомянутых проектов пока находится на начальном этапе согласования и подготовки технико-экономических параметров проектов. Однако, что касается практических результатов, то здесь необходимо выделить два проекта – строительство центра гемодиализа на 1100 пациентов, которое уже близится к завершению, и строительство фотоэлектрической солнечной электростанции в Навоийской области мощностью 100 МВт совместно с инвестиционной компанией Масдар (ОАЭ). Несмотря на то, что строительство станции начнется в втором полугодии 2020 года, успешный опыт позволяет уже реализацию инвестиционных программ в этом направлении. Программа совместно с Международной финансовой корпорацией и Азиатским банком развития предусматривает реализацию проектов ГЧП по строительству фотоэлектрической электростанции мощностью 400 и 500 МВт в Самаркандской и Джизакской областях и 1000 МВт в Сырдарьинской области. Срок завершения тендеров проектов – 2-3 кварталы 2020 года, при этом ориентировочная стоимость проектов составляет 100 миллионов долларов США за каждые 100 МВт мощности.

Одним из немаловажных элементов развития ГЧП в Узбекистане является проработка законодательных основ реализации будущих проектов. В этой связи в 2019 году был принят Закон «О государственно-частном партнёрстве», подготовлены типовые контракты для реализации проектов ГЧП, а также разработано Положение о реализации проектов государственно-частного партнерства.

Однако, помимо успешного старта реализации пилотных проектов и формирования соответствующего законодательства, перед Агентством стоит более важная задача по подготовке и развитию институциональной среды. Для министерств и ведомств, участвующих в проектах, ГЧП является явлением новым, не исследованным. Будучи вовлечёнными в реализацию проектов в различных сферах экономики, отраслевые органы нуждаются в том, чтобы понять и осмыслить суть и необходимость реализуемых проектов. В этом направлении Агентство активизирует работу и привлекает профессиональных консультантов, имеющих соответствующий опыт, для широкой разъяснительной работы и практических шагов в части наглядных примеров того, как реализовывать тот или иной проект в рамках ГЧП. Пока местные регулирующие институты сами не почувствуют важность и необходимость ГЧП, потенциал сотрудничества государства и частного сектора так и не будет раскрыт. В этой связи, Агентство направляет большие усилия на разъяснительную и практическую работу с заинтересованными государственными органами в целях дальнейшей активизации ГЧП и повышения профессионализма задействованных специалистов.

Таким образом, в 2019 году Агентство приложило немало усилий по интенсификации процессов развития ГЧП за счёт привлечения опытных консультантов в лице международных финансовых институтов, проработки фундаментальных вопросов взаимодействия государства и частного бизнеса и развития институциональной среды для повышения эффективности реализации проектов ГЧП.

В планах на 2020 год работа Агентства направлена на усиление внутреннего потенциала и расширение возможностей по развитию государственно-частного партнёрства в Узбекистане.

Во-первых, в целях усиления потенциала государственных органов, местных консалтинговых компаний, банков, инвесторов и организаций, участвующих в реализации проектов ГЧП, в 2020 году планируется организация 20 обучающих семинаров и круглых столов при участии иностранных специалистов, местных консалтинговых компаний, банков.

Во-вторых, в целях привлечения потенциальных инвесторов в проекты ГЧП в 2020 году планируется организация ряд национальных и международных мероприятий. Количество дополнительно реализуемых проектов в 2020 году планируется довести до 20, при этом в рамках этих проектов предусматривается подготовка до 10 технико-экономических исследований.

Количество специалистов, которое необходимо подготовить для реализации указанных проектов, должно составить порядка 60 человек.

Все указанные направления предусматривается реализовывать в рамках разработки отраслевых стратегий развития государственно-частного партнёрства. В 2020 году планируется разработать 3 такие стратегии.

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Matn o'lchami