30 июля текущего года Агентство по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) при Министерстве финансов Республики Узбекистан совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента провело пресс-конференцию, посвященную деятельности Агентство по развитию государственно-частного партнерства за первое полугодие и дальнейшим планам.

        Целью мероприятия является информирование широкой общественности о масштабах работы, проделанной в сфере государственно-частного партнерства, проектах ГЧП и представление дорожной карты по решению предстоящих задач.

       В течение первой половины 2019 года в стране были предприняты значительные шаги в сфере государственно-частного партнерства. В частности, был принят Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве», соответствующий международным стандартам. Был подготовлен и передан Министерству Юстиции проект Постановления Кабинета Министров об утверждении нормативно-правовых актов в сфере государственно-частного партнерства. Кроме того, Агентством разработано а также передано министерствам и ведомствам образцовое соглашение о государственно-частном партнерстве, имеющее важное значение для процессов ГЧП.

      Проведена инвентаризация перечня нормативно-правовых документов для реализации проектов ГЧП (24 Указа Президента Республики Узбекистан, 65 Постановлений Президента Республики Узбекистан и 43 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан). В результате было предложено внести поправки в 3 Указа Президента Республики Узбекистан,
5 Постановлений Президента Республики Узбекистан и 8 Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан.

       В соответствии с Законом о ГЧП Агентство разработало ряд правовых документов, в частности, представленные в Кабинет Министров а также заинтересованным министерствам и ведомствам «Порядок разработки, рассмотрения и утверждения концепции проекта государственно-частного партнерства», «Порядок определения частного партнера для подписания соглашения», «Положение о порядке ведения реестра проектов государственно-частного партнерства», «Порядок мониторинга реализации проектов ГЧП».

     Были утверждены 15 проектов реализация которых запланирована в 2019 году, в  соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан № 4300 от 29 апреля 2019 года. В настоящее время приоритетными направлениями государственно-частного партнерства считаются генерация электроэнергии, транспорт (аэропорт, дороги и т. п.), социальная сфера (здравоохранение, образование и дошкольное образование, спорт), телекоммуникации, коммунальное хозяйство (водоснабжение, системы канализации и теплоснабжение а также твердо-бытовые отходы), сельское и водное хозяйство, туризм. Агентство осуществляет практические шаги по привлечению инвестиций в эти сферы. В настоящее время, Агентством в  сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами ведется работа по привлечению прямых иностранных инвестиций в 17 проектов государственно-частного партнерства на сумму более 10 млрд. долл. США.

       К примеру, в завершающей стадии тендера находятся два крупных проекта на сумму более 100 млн. долл. США, при участии Международной финансовой корпорации. Это – строительство фотоэлектрической солнечной станции мощностью 100 МВт и создание центров гемодиализного обслуживания.

       В сфере энергетики:

  1. Солнечная энергетика

     В настоящее время в рамках государственно-частного партнерства при поддержке Международной финансовой корпорации завершается тендер на строительство пилотной солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области.

     При поддержке Азиатского банка развития (АБР) и Международной финансовой корпорации планируется увеличить мощность солнечных электростанций до 2000 МВт и довести их до 5000 МВт  к 2030 году.

  1. Ветряная энергетика

     При сотрудничестве с компанией “Масдар” (ОАЭ) планируется строительство ветряных электростанций общей мощностью 500 МВт на основе G2G (government to government). Заключен меморандум с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) по реализации проектов ГЧП в области ветроэнергетики.

  1. Парогазовые установки

     Совместно с МФК планируется привлечение иностранных инвесторов для реализации проекта по строительству тепловой электростанции комбинированного цикла в Сырдарьинской области
с общей генерирующей мощностью 2600 МВт (гринфилд).

     Кроме того, в настоящее время, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, прорабатывается вопрос привлечения консультационной службы АБР для проработки проектов по передаче
в управление системы газоснабжения и распределительной сети электрической энергии города Ташкента.

    Следует отметить, что в республике имеется огромный потенциал развития солнечной энергетики, в частности в Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской, Самаркандской и Сурхандарьинской областях. Существенный потенциал в выработке ветряной энергии имеется в Республике Каракалпакстан, Бухарской и Навоийской областях.

В сфере транспорта:

   Проекты в транспортном секторе являються основной составляющей ГЧП. В настоящее время изучаются следующие проекты:

  1. Предусматривается модернизация Ташкентского международного аэропорта и региональных аэропортов на основе ГЧП. Этот проект реализуется в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией и другими международными финансовыми институтами.
  2. Начаты технико-экономические исследования проекта строительства автомагистральной дороги Ташкент-Андижан. Как упоминалось ранее, проект по строительству новой дороги Ташкент-Андижан разрабатывается в транспортной системе совместно с Всемирным банком. Исследовательский грант для данного проекта прелоставлен фондом GIF (Global Infrastructre Facility) Всемирного банка. Эксперты дорожного строительства из Всемирного банка посетили Узбекистан с целью изучения проекта автомагистральной дороги совместно со специалистами из соответствующих министерств.
  3. В частности, ускоряется работа с международными финансовыми институтами по реализации проекта строительства автомобильной дороги Ташкент-Самарканд.

В социальной и спортивной (культура) сфере:

  1. Особое внимание уделяется развитию сектора негоударственных образовательных учреждений посредством внедрения форм государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, с целью повышения качества и эффективности образования на основе опыта развитых стран.

    За отчетный период были подписаны соглашения о государственно-частном партнерстве с более чем 450 предпринимателями для создания негосударственных детских садов способных принять до 51 тыс. детей. Было достигнуто соглашение с предпринимателями о создании 2,4 тыс. частных детских садов семейного типа вместимостью более 60 тыс. детей.
850 предпринимателям были предоставлены льготные кредиты на общую сумму 1,4 трлн. сумов.

    При участии иностранных инвесторов в различных регионах страны на основе государственно-частного партнерства планируется введение в эксплуатацию инновационных дошкольных образовательных учреждений на общую сумму 14 млн. долл. США, рассчитанных на 3 тыс. детей, а также в Джизакской области еще 10 инновационных дошкольных образовательных учреждений с привлечением зарубежных инвестиций в размере 18,0 млн. долл. США.

  1. В системе здравоохранения совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан реализуются проекты по созданию центров стерилизации, социальных аптек, реабилитационных центров, онкологических центров и централизованных лабораторий.
  2. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан № 184 от 1 марта 2019 года «О мерах по созданию условий для развития государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта», утвержден перечень неиспользуемых и свободных спортивных сооружений куда вошли 27 объектов для передачи частным инвесторам на основе государственно-частного партнерства.

В сфере сельского и водного хозяйства:

    Особое внимание уделяется реализации проектов ГЧП в сфере сельского и водного хозяйства. В настоящее время в сотрудничестве с Министерством водного хозяйства разрабатывается концепция проекта для систем ирригации. Также изучаются проекты рекультевации земель в Сырдарьинской области. Находится на стадии разработки развитие современных систем управления в сфере сельского хозяйства.

В сфере коммунального хозяйства:

  1. Система теплоснабжения. Хокимиятом города Ташкента и Азиатским банком развития была достигнута договоренность по оказанию содействия
    в управлении системой отопления города Ташкента на условиях долгосрочной аренды. Азиатский банк развития оказывает помощь в оценке предложений, полученных от иностранных компаний по проектным соглашениям, и в подписании договора аренды ГУП “Тошиссиккуввати” с наиболее подходящей иностранной компанией в соответствии с применимым Законом
    “О государственно-частном партнерстве”.
  2. Системы водоснабжение и канализации. В Самарканде, Бухаре, Намангане и Карши ведутся работы по передаче на управление на основе государственно-частного партнерства систем водоснабжения и канализации.

     Основная цель реализации этих проектов на основе государственно-частного партнерства — привлечение иностранных инвесторов для модернизации и реконструкции сетей, устранение существующих потерь в сфере и предотвращение аварий с использованием автоматизированных зарубежных IT-технологий, наряду с применением современных методов и процессов управления.

Другие сферы:

      Продолжаетсяь системная работа по развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере туризма и телекоммуникаций. Установлены партнерские отношения с компетентными органами и агентствами.

Работа с регионами и повышение квалификации:

     Агентство по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса организовали серию открытых диалогов в Республике Каракалпакстан, регионах и городе Ташкенте для предпринимателей и инвесторов, представителей государственных учреждений, желающих реализовать проекты на основе государственно-частного партнерства. Была проведена широкая разъяснительная работа по содержанию Закона Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве». Также были изучены на местах вопросы инвесторов, возникающих в сфере ГЧП и предоставлены юридические консультации. В то же время были даны рекомендации по оценке соответствия существующих проектов ГЧП требованиям Закона. Продолжается систематическая организация учебных семинаров и открытый диалог с министерствами и ведомствами.

       В сфере повышения квалификации при поддержке МФК, для
30 специалистов министерств и ведомств были проведены тренинги по ГЧП, 22 из них (11 сотрудников Министерства финансов) успешно сдали экзамены и получили международные сертификаты. Были организованы семинары по финансовым моделям, используемым при разработке проектов ГЧП.

        Совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, Министерством финансов, Министерством энергетики, Министерством сельского хозяйства, Министерством водных ресурсов, Хокимиятом города Ташкента и четырьмя областными хокимиятами были проведены тренинги по созданию матриц риска в проектах ГЧП